Бухгалтерский учет и его определение
Бухгалтерский учет представляет систему получения и перераработки информации об имуществе, обязательствах предприятия, их перемещении в денежном исчислении. Данная система предусматривает упорядоченность и непрерывность действий, требующих отражения каждой проводимой хозяйственной операции.
Существующий в стране закон «О бухучете» предусматривает его ведение непосредственно главным бухгалтером предприятия или обычным бухгалтером, гендиректором при условии отсутствия в штате должности бухгалтера или привлеченной сторонней организацией, оказывающей подобные услуги. В последнем случае реализуется бухгалтерское сопровождение.
Объекты учета
Объектами ведения бухучета на предприятии выступают его имущество, существующие обязательства и все проводимые хозяйственные операции в процессе повседневной работы компании.
Основные задачи
Перед бухучетом стоит решение нескольких основополагающих задач, важнейшей из которых выступает формирование максимально полной и объемной информации относительно деятельности хозяйствующего субъекта. Данная информация необходима для руководителей предприятия, их учредителей и собственников, инвесторам и иным заинтересованным лицам, выступающим потребителями бухгалтерской информации.
Доступ к бухгалтерской отчетности позволяет добиться решения следующих задач:
- Повышение эффективности хозяйственной деятельности и исключение случаев убыточности работы;
- Выявление имеющихся резервов, позволяющих улучшить финансовые показатели работы предприятия;
- Обеспечение контроля за осуществлением хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- Организация контроля за целесообразностью проведения компанией хозяйственных операций;
- Организация полноценного контроля над имуществом предприятия и его движением во времени;
- Организация полноценного и всестороннего контроля за использованием всех видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
- Организация контроля над осуществлением деятельности предприятия в соответствии с существующими нормативами.
Основные методики
Достижение поставленных перед бухучетом задач осуществляется посредством задействования самых разнообразных приемов, в совокупности составляющих методику бухучета. Она определяется следующим набором составных компонентов:
- Документирование. Отражение в письменной форме фактов проведения хозяйственной деятельности предприятия, наделяющих бухучет юридической силой.
- Оценка. Применение денежной формы измерения к имеющим денежным средствам и источникам их формирующим.
- Бухгалтерские счета. Элемент группировки имущества, обязательств и проводимых операций на основе определенных общих критериев.
- Двойная запись. Вид отражения данных в бухгалтерском учете, предусматривающий отражение каждого действии одновременно на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счета.
- Инвентаризация. Способ проверки фактического наличия балансового имущества организации, осуществляемый посредством комплекса мероприятий с пересчетом, перевесом и сверкой полученных данных с данными бухгалтерской отчетности.
- Калькулирование. Операция по определению себестоимости продукции или оказываемых услуг в расчете на одну единицу.
- Бухгалтерский баланс. Основной источник информации о деятельности предприятия. Он представлен в виде сгруппированного по различным признакам (состав, источники формирования и так далее) имущества.
- Бухгалтерская отчетность. Набор показателей отчетности, представленный в табличном виде, и отражающий все имущественные движения, происходящие в организации в отчетном периоде.
Основные принципы
Бухгалтерский учет покоится на нескольких основополагающих принципах. К их числу относятся:
- Автономность. Любой хозяйствующий субъект ведет себя в бухгалтерском учете полностью самостоятельно и независимо. В учете отражается только имущество, находящееся в собственности указанной организации.
- Двойная запись. Любая операция находит свое отражение на двух счетах. Для одного из них проведение осуществляется по дебету, а для второго счета по кредиту. Сумма отражения в обоих случаях оказывается идентичной.
- Действенность. Организация исходит из необходимости и потребности поддержания своей экономической деятельности с целью исполнения всех своих обязательств перед другими участниками отношений.
- Объективность. Все отражаемые в бухгалтерском учете операции должны объективно отражать проводимую деятельность на всех ее этапах, и иметь документарное подтверждение.
- Осмотрительность. Все операции, проводимые в условиях неопределенности должны осуществляться с должной осмотрительностью, чтобы исключить формирование излишних запасов или резервов, их чрезмерное расходование и другие действия, неблагоприятно сказывающиеся на экономических показателях предприятия.
- Начисление. Отражение операций в учете проводится в момент их возникновения, а не проведения оплаты. Соответственно и относится операция к периоду, в течение которого она возникла.
Для данного принципа существует два дополнительных подпринципа:
— Регистрация дохода осуществляется в периоде получения дохода, а не фактического момента перечисления денежных средств.
— Все получаемые доходы должны соотноситься с аналогичными по суммам расходами, ставшим основой для получения в рассматриваемый период данной выручки.
- Периодичность. Формирование бухгалтерской отчетности осуществляется на принципах периодичности, то есть с составлением документации на конец месяца, квартала или календарного года.
- Конфиденциальность. Вся наиболее важная информация относится к категории коммерческой тайны, обеспеченной защитой законодательством от ее разглашения третьим лицам.
- Денежное измерение. Все факты осуществляемой хозяйственной деятельности предприятия находят свое отражение в единой системе координат с денежным измерением их величины.