Передача материалов в эксплуатацию в 1С
Существующие в России правила ведения бухгалтерского учета предусматривают, что любые активы, применяемые в процессе производства продукции или оказания услуг, и обладающие сроки эксплуатации до года, относятся к категории материально-производственных запасов (МПЗ). Их стоимость при этом не играет никакой роли. К данной категории принято относить оснастку, инвентарь и спецодежду.
При передаче МПЗ в эксплуатацию данный факт необходимо отразить в программе 1С. Данная процедура предполагает создание нескольких первичных документов и внесение изменений в действующие регистры.
Спецодежда и инвентарь
Предположим, что работнику предприятия выдана спецодежда со сроком службы (списания стоимости) 6 месяцев, а также рабочий инструмент, стоимость которого необходимо списать сразу после выдачи. Данные МПЗ проходят по счету 20.01 «Основное производство». При этом потребуется дополнительное отражение операций на забалансовых счетах.
Операции со спецодеждой в программе осуществляются через документ «Передача материалов в эксплуатацию», расположенный в разделе «Склад» — «Спецодежда и инвентарь».
При заполнении документа требуется указать подразделение, к которому относится сотрудник, получивший спецодежду. Информация о материалах вносится в табличную часть документа, представленную тремя вкладками.
В рассматриваемом случае внесение данных необходимо провести в первой из вкладок. После того, как будет выбрана необходимая номенклатура, система автоматически проставит счета учета и передачи в эксплуатацию. В данном случае это счета 10.10 «Спецоснастка и спецодежда на складе» и 10.11.1 «Спецодежда в эксплуатации». В случае необходимости счета можно изменить в ручном режиме. Вводится информация по количеству выданных комплектов и их получателю (физическое или юридическое лицо).
Для правильного списания стоимости материалов необходимо провести заполнение графы «Назначение использования». Данный справочник обладает предустановленной привязкой к справочнику «Номенклатура». Потребуется создание нового документа с указанием номенклатуры, наименования, количества и варианта списания. Допустим, выбран линейный способ со списанием стоимости в течение эксплуатационного срока (6 месяцев).
Другими доступными вариантами списания выступают моментальное списание или списание пропорционально объемам производства продукции. В отдельном поле указывается способ отражения расходов, позволяющий провести правильное списание МПЗ по понесенным расходам.
Проведение документа активирует бухгалтерские проводки, отражающие факт передачи спецодежды в производство (эксплуатацию).
Дебет 10.11.1 Кредит 10.10
Кроме того, проводится проводка Дебет МЦ.02 (забалансовый счет).
Что касается погашения стоимости спецодежды, то на основе выбранного варианта она происходит исключительно в налоговом учете, что ведет к формированию временной разницы между налоговым и бухгалтерским видами учета.
Для бухучета погашение всей стоимости будет осуществляться последовательно в течение шести месяцев эксплуатации спецодежды, после каждого проведения «Закрытия месяца». После этого временная разница исчезнет.
Для инструмента, в рассматриваемом случае это молоток, занесение необходимо выполнить во вкладке «Инвентарь и хоз. Принадлежности». Здесь также указывается номенклатура, переданное количество и способ отражения расходов. При этом списание все стоимости осуществляется моментально при списании.
На основании данного документа программа формирует следующие проводки:
Дебет 20.01 Кредит 10.09
Дебет МЦ.04 (забалансовый счет)
Через документ имеется возможность вывести на печать ведомость учета выдачи по форме МБ-7 и требование-накладную М-11.
Еще один пример, в производство передается оснастка в виде штампа и пресс-формы. Первый должен быть списан через год с распределением стоимости на весь период, а второй списывается моментально после передачи. Кроме того, необходимо задействовать забалансовый счет МЦ.03 «Спецоснастка в эксплуатации».
В данном случае в документ «Передача материалов в эксплуатацию» внесение данных осуществляется через вкладку «Спецоснастка». В целом заполнение оказывается стандартным, но для первого из предметов оснастки выбирается линейный способ списания с указанием срока в 12 месяцев. Для второго предмета устанавливается списание сразу после отправки оснастки в эксплуатацию. Для учета и передачи счета будут использоваться 10.10 и 10.11.2.
После того, как документ проведен, система формирует необходимые проводки, отражающие суть произошедших операций. В частности пресс-форма полностью списывается только по налоговому учету, а в бухгалтерии ее стоимость будет раскинута на 12 месяцев.