Учет материалов в 1С
В программе 1С: Бухгалтерия операции по учету материалов осуществляются по счету 10 и его многочисленным субсчетам. Для них характерно субконто «Номенклатура», а для многих еще и «Склады» и «Партии». Соответственно и аналитика счета ведется в разрезе субконто.
При формировании новых позиций в справочнике «Номенклатура» целесообразно формировать отдельный вид «Материалы», после чего для данной номенклатурной группы провести соответствующие настройки учетной политики.
В таком случае можно будет добиться автоматизации проставления счетов учета в соответствии с существующими правилами. Счета будут подбираться на основе данных, внесенных в справочник «Номенклатура».
Поступление материалов в 1С
При получении материалов необходимо провести их отражение документом «Поступление (акты, накладные). Доступ к нему осуществляется через раздел «Покупка». Выбираемый тип документа: «Товары (накладная) или «Товары, услуги, комиссии». При выборе второго варианта работать придется во вкладке «Товары».
Если в номенклатуре была проставлена отметка «Материалы», счета учета системой заполнятся автоматически, а в противном случае их потребуется внести в ручном режиме.
После проведения документа система формирует проводки с занесением сумм в дебет счетов 10 и 19.03. Тут же можно распечатать приходный складской ордер формы М-4.
Списание материалов в производство
После того, как материалы отправлены в производство, они подлежат списанию с использованием требования-накладной. В документе заполняется закладка «Материалы», с указанием конкретных номенклатурных позиций, количества материалов и их счетам учета. Стоимость в процессе списания определяется программой самостоятельно на основе данных ранее заданной учетной политики.
Необходимо также войти в закладку «Счет затрат», где отразить счет списания материалов и его субконто.
В случаях, когда списание ведется одновременно по нескольким счетам с различной аналитикой, необходимо выбрать отметку «Счета затрат на вкладке «Материалы», после чего задать необходимые параметры процедуры списания.
Использование закладки «Материалы заказчика» необходимо только в случаях, когда на предприятии пользуются давальческими материалами.
Проводимые системой проводки демонстрируют списание по кредиту счета 10 в дебет счетов затрат, указанных для конкретной номенклатурной позиции. Возможно через документ распечатать требование-накладную М-11.
Реализация материалов
Посредством стандартного документа «Реализация (акты, накладные) может быть проведена операция по продаже материалов сторонним лицам. Вид документа на выбор определяется между «Товары (накладная)» или «Товары, услуги, комиссии» с выбором соответствующей операции вкладки.
Реализация материалов находит свое отражение по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка будет проводиться по субсчету 91.01, в то время как любые виды расходов отражаются по субсчету 91.02. При условии проставления в номенклатуре категории «Материалы», счета учета будут проставляться системой в автоматическом режиме.
Для субсчета 91.01 заполнение субконто не осуществляется, что можно заметить по пустующей графе «Счета учета». Внесение данных проводится в ручном режиме после нажатия на поле для заполнения, где необходимо выбрать соответствующую статью доходов и расходов. Если выбрать вариант «Реализация прочего имущества», можно добавить в имеющийся перечень собственный вариант.
Проведение документа формирует набор бухгалтерских проводок, отражающих процесс списания:
Дебет 91.02 Кредит 10 – списание себестоимости
Дебет 62 Кредит 91.02 – выручка
Дебет 91.02 Кредит 68.02 – отражение НДС.
Созданный документ обеспечивает возможность печати в программе набора других документов, в частности накладной на отпуск материалов форма М-15, товарную накладную, товарную или товарно-транспортную накладную, ряд других документов.