Учет основных средств в 1С
К категории основных средств принято относить товарно-материальные ценности, обладающие эксплуатационным периодом более года, и определенной стоимостью (сегодня не меньше 40 тысяч рублей). Это не только разнообразные строения, но и производственное оборудование, транспортные средства, дорогостоящий инструмент и так далее.
Программа 1С предполагает наличие нескольких разделов, предназначенных для организации учета основных средств. К ним относятся:
- «Поступление основных средств». Раздел отражает операции, связанные с приобретением предприятием основных средств, а также отражением допрасходов, включаемых в их стоимость. Здесь же осуществляется принятие к учету ОС.
- «Учет основных средств». В разделе формируется документация, связанная с отражением фактов перемещения ОС, проведения их модернизации или инвентаризационной деятельностью.
- «Выбытие основных средств». Раздел позволяет проводить операций списания ОС или их передачи другой стороне.
- «Амортизация основных средств». Данный раздел группирует операции по исчислению и расчету амортизационных отчислений.
Ниже рассмотрены основные операции, касающиеся организации учета на предприятии основных средств.
Оприходование основных средств
Поступление ОС возможно, как при его приобретении за плату или на условиях лизинга. Для начала создается документ оприходования. Он обладает следующим видом:
Поступление дополнительных расходов в ОС
Первоначальная стоимость приобретаемого ОС формируется не только за счет установленной продавцом цены, но и иных затрат, связанных с монтажными работами, транспортировкой и так далее. Соответственно необходимо рассмотреть пару документов:
- Поступление дополнительных расходов;
- Передача оборудования в монтаж
Доступ к ним осуществляется из раздела «ОС и НМА». В шапку необходимо внести данные по организации и контрагенту. В табличной части документа через вкладку «Главное» необходимо отразить понесенные дополнительные затраты, в случае, если они были.
Через закладку «Товары» указывается само основное средство, принимаемое к учету.
Передача в монтаж
Данный документ предусматривает отражение следующей информации: организация, склад приема, объект строительства и статья затрат.
В табличной части записывается информация о самом основном средстве.
Все указанные выше документы создаются до момента, пока основное средство не поставлено на учет в программе.
Принятие к учету и ввод в эксплуатацию ОС
В процессе принятия к учету основного средства и проведения документа осуществляется его перевод на счет 01.01 со счета 08.04.
Вкладка «Внеоборотный актив» выглядит следующим образом:
Вкладка ОС несколько отличается по виду:
Начисление амортизации будет осуществляться по счету 02.01
Перемещение ОС в 1С
Процедура перемещения не имеет принципиальных отличий от работы с товарами, за исключением того, что перемещаются ОС не между складами, а между ответственными за него структурными подразделениями.
В случаях, когда после перемещения объекта к нему планируется применять амортизацию, потребуется дополнительно заполнение реквизитов «Начисление амортизации» и «Способ отражения расходов по амортизации». В рассматриваемом случае начисление амортизации проводится по результатам месяца, поэтому графы в документе остаются незаполненными.
Инвентаризация основных средств
Операции инвентаризации не отличаются от стандартных процедур с товарами. Разница опять таки, в необходимости указания подразделения. Табличная часть документа предполагает отражение не количества, а подтверждения принадлежности к основным средствам.
В случаях, когда основное средство фактически имеется, но не отражается в программе, его требуется принять к учету, а при фактическом отсутствии на наличии в программе провести процедуру списания.
Списание основного средства
В ходе списания необходимо заполнить не только стандартные поля, но и отразить причину, по которой осуществляется списание.
Проводка документа пока не делается, так как она не позволит получить доступ к разделу амортизации.
Амортизация основных средств
Проведение операций, связанных с расчетом величины амортизации осуществляется с использованием помощника закрытия месяца. Проводится такая процедура на ежемесячной основе, по результатам отчетного периода.
Доступ к помощнику осуществляется через меню «Операции» — «Закрытие месяца». В окне помощника указывается организация и интересующий временной интервал. После чего программа все выполнит самостоятельно, а пользователю останется только выполнять указания машины. При правильности выполнении операций результатом станет появление документа «Амортизация и износ основных средств».
Проводки по амортизации будут следующими:
Величина рассчитанной амортизации составила 731,45 рубля. Проверка правильности расчета осуществляется делением первоначальной стоимости на эксплуатационный период. В рассматриваемом случае 44.618,64 начальной цены делится 61 месяц. Получается 731,45 рубля. Расчет произведен верно.